Ключ к успеху открывает функциональная грамотность
Современного человека характеризует не только получение базовых знаний, но и способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Основополагающим таким навыком для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире становится функциональная грамотность.
В научно-исследовательском центре Академии образования специалисты разработали учебно-методические комплексы факультативных занятий, которые направлены на открытие новых возможностей для самовыражения и реализации молодежи.
В учебно-методические комплексы включены: учебная программа факультативных занятий, дидактические материалы для учащихся с необходимыми для работы текстами, а также рекомендации для учителя. В их основе – педагогическая навигация грамотного сопровождения и управления образовательным процессом.
Содержание каждого из материалов обращено к отдельному виду функциональной грамотности – читательской, математической, естественно-научной, художественно-эстетической. Главное условие организации процесса ее формирования – проектная деятельность. Благодаря ей учащиеся могут получить новые интегративные знания и показать их в специально организованных педагогических условиях.
Для учащихся начальной школы разработана серия факультативных занятий «Когда учиться легко». Она включает учебно-методические комплексы «В мире знания и познания» (развитие личностных качеств, связанных с мышлением, коммуникацией, самопознанием), «В мире информационной безопасности» (усвоение правил информационно-психологической безопасности и защиты в рамках разноплановой информационной деятельности – телевидение, кинематограф, интернет), «В мире финансов» (приобретение первоначального опыта решения задач с финансовым содержанием, грамотного финансового поведения, развитие ответственного отношения к деньгам). В процессе формирования коммуникативной, информационной и финансовой грамотности учащиеся начальных классов осваивают знания, модели поведения, учатся их оценивать и обосновывать, видеть различные, в том числе альтернативные способы решения ситуаций.