Телефоны для связи:
(232) 55-13-48
(232) 55-12-89
начальная школа № 63 г. Гомеля » Итоги инновационного проекта 2018/2021

Итоги инновационного проекта 2018/2021

Формы и приемы работы с одаренными детьми. Индивидуальная тетрадь для работы на уроках русского языка и математики


Корбатенко Мария Николаевна,

       учитель начальных классов  высшей квалификационной категории

                          ГУО «Начальная школа № 63 г. Гомеля»


Дети с высоким уровнем учебной мотивации или как их называют одаренные дети – это  дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности. Уже  начиная с первого  класса  необходимо выявлять способных учащихся, а затем вести «особенную» работу с ними, развивать интеллектуальные способности  и «подогревать» интерес к творчеству.

 В связи с этим работа проводится в двух направлениях: поддержка познавательного интереса у всех обучающихся и организация работы со способными учениками. Некоторые педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, делай из них, что хочешь. Но это далеко не так легко, как кажется. Легко может быть тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Таким детям на обычных уроках зачастую скучно, поэтому учителю приходится изыскивать какие-то интересные задания повышенной трудности, чтобы детский мозг мог постоянно трудиться. Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с такими  учащимися, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает учащихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет.

Планируя занятия, наполняя их определенным содержанием,  всегда придерживаюсь  мысли Л.С. Выготского,  о том, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый ребенком уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. Всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активное, самостоятельное  и – как высший уровень – творческое мышление. Главная особенность развития системы школьного образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к учению, дав ему все возможности для их развития.

А начинается эта работа с изменения формы проведения урока. Для этого использую   современные педагогические технологии:

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • проектно-исследовательская технология обучения;
  • технология сотрудничества;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Суть деятельности состоит в изменении организации образовательного процесса, при котором уменьшается время совместной работы учителя и учащегося. Самостоятельная деятельность позволяет организовать процесс обучения на основании принципа индивидуальности. Это значит -  представление учащимся выбора уровня, объема, содержания предметного знания; выбора информационного источника для усвоения выбранного объема знаний (учебника, дополнительной литературы…); выбора способа учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (тип мышления, соционический тип, особенности памяти и т.д.); использование темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам; выбор формы, вида и времени контроля по согласованию с учителем.

Формы и методы работы, которые позволяют формировать творческую личность с высокоразвитым мышлением, очень разнообразны. Задача учителя– выбрать наиболее оптимальные из них, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Одной из таких форм работы с высокомотивированными учащимися является «Индивидуальная тетрадь», апробацией которой мы начали заниматься в  2019году.

Перед нами стояли следующие задачи:

  • создавать условия для дифференцированного обучения учащихся посредством использования системы дополнительных заданий по учебным предметам «Математика», «Русский язык»;
  • способствовать дальнейшей  реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Целями:

  • реализация стремления к  самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • активизация исследовательского поведения, умения замечать закономерности и обобщать их;
  • создание ситуации развивающего дискомфорта.

Задания из этой тетради мы  используем  на уроках русского языка и математики, один раз в неделю. Они двух видов: обязательная часть (программные требования), где перед выполнением учащимся даётся сначала возможность изучить правило, а уже потом приступать к заданиям, и произвольная часть (задания повышенного  уровня (олимпиадного характера), к которой они могут приступать только после выполнения основной части. Учащиеся имеют  возможность самостоятельно выбирать  формы выполнения работы, также у них есть  возможность получения консультации со стороны учителя,  возможность сделать  последующий анализ содержания и выполнения заданий  (во время стимулирующих занятий).

Принцип  работы в этой тетради, следующий: ребятам из группы на уроке предлагается работать не со всеми учащимися, а самостоятельно в «Индивидуальной тетради», они выполняют задания основной части, после её выполнения  они могут объединиться в пары или тройки и работать над произвольной частью. В 3 классе тетрадь использовалась непосредственно на том уроке, тема которого совпадала с темой в «Индивидуальной тетради». В 4 классе ребята работают накануне планируемой темы в классе, а на следующем уроке им предлагается побыть в роли учителя и объяснить новый материал классу. Наиболее весомым результатом  такой работы, я считаю то, что ребенок сам разобрался в новой теме и смог её донести до своих сверстников.

Существует  безотметочная система оценивания выполнения заданий учителем, дети не переживают и не думают об отметке, Они себя  сами оценивают: оценка  заданий - записывается словами, например, «интересные», «трудные», «скучные», «простые», «непонятные», «хорошие» и др.  Можно указать номера соответствующих заданий, например: класс! - № 1, 3, 4, 6; скучно - № 2, 5; самооценка - записывается словами, например, «доволен», «не понравилось», «все получилось», «хотелось бы еще», «устал», «не хотелось», «молодец» и др. Домашнее задание творческого характера. В 4 классе у них появилась возможность  побывать в роли учителя.

Первые  шаги работы  по этой тетради в 3 классе были достаточно трудные. Кто-то из учащихся смысл работы в тетради понял сразу, кому-то приходилось несколько раз объяснять условия работы, а кто-то и вовсе отказался.  После первого анализа работы, который был проведен на стимулирующем занятии, дети полностью вошли в курс дела, и в дальнейшем работа спорилась: все меньше возникало вопросов, сами пытались разобраться в заданиях. Во 2 и 3 четверти  работа шла легче, особые трудности вызвала тема с круглыми числами. Дети, не работая с такими многозначными числами, запутались с нулями.  При выполнении заданий по русскому языку справлялись достаточно хорошо. Особых трудностей задания не вызывали. За время работы к детям из целевой группы  присоединилось еще 4 человека, мотивируя желанием работать самостоятельно. Анализируя их выполненные работы можно сделать вывод, что они с заданиями справляются достаточно хорошо, в некоторых моментах даже лучше работающих со всем классом. В 4 классе ребятам понравилось быть в роли учителя и объяснять новые темы. Они уже на уроках  могут дать совет или рекомендацию по выполнению какого-то задания  другим учащимся.

Основными критериями эффективности работы с учащимися с высокой мотивацией являются:

­        удовлетворённость детей своей деятельностью и увеличение таких детей;

­        увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные способности;

­        повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, в которых у них есть способности;

­        адаптация детей к социуму в настоящем и будущем.

Использование «Индивидуальной тетради»  на уроках  помогает  поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять и не затормозить  его рост. Задания в ней полностью соответствуют критериям эффективности работы с учащимися. Объем выполненных заданий гораздо больше, сложность и формы работы разнообразнее, детям приходиться  приложить достаточно много усилий для выполнения заданий. Так, например, возьмём тему «Местоимения: лицо, число, падеж. Правописание местоимения с предлогами»  (С.15-17).  

Материал учебника предлагает однотипные задания: учащимся надо  поработать с загадками, найти в них местоимения, определить падеж (упр.17); изменить по смыслу личные местоимения, указать их падеж (упр. 18), предлагает ознакомиться с таблицей склонения местоимений (форзац 1) и на её основании выполнить упр.20, домашнее задание – аналогичное – списать, раскрывая скобки, указать лицо, число и падеж личных местоимений.

Что же предлагает «Индивидуальная тетрадь»?  В обязательной программе: вспомнить и заполнить таблицу личных окончаний местоимений, во 2 задании – определить начальную форму местоимений, в 3 задании – найти в тексте все местоимения и определить их количество, в 4 – подобрать и вставить по смыслу местоимения, определить их лицо и число, в 5 – пользуясь правилом из учебника, исправить ошибки, в 6 - заменить существительные местоимениями и определить падеж, сделать вывод, в 7-  выбрать  и обвести правильные ответы. Как видим – и объём гораздо больше и задания интереснее, разнообразнее. Произвольная программа предлагает более трудные задания, для выполнения которых нужно подключить логику, воображение и опираться на ранее приобретенный опыт. Домашнее задание всегда творческого характера (из книги, которую читаешь, выписать 15 слов, в которых спрятались местоимения,  и подчеркнуть их), которое дети выполняют в рабочих тетрадях.  Таким образом, материал урока усвоен, закреплён, дана перспектива дальнейшего обучения и стимул к самостоятельной познавательной деятельности, а также есть возможность овладеть навыками самоконтроля и взаимоконтроля. Образец заданий представлен с помощью QR-кода.

В заключении хочу  напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс, который требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.



Ролевая работа в группах – методика КАРТ (координатор, аниматор, репетитор, тренер)


Короткевич Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

ГУО «Детский сад – начальная школа №63 г.Гомеля»


В педагогической деятельности часто встречаются выражения «ролевая игра»,  «групповая работа». В представленном материале постараюсь раскрыть понятие «ролевая работа в группах», также показать отличия планирования учебного занятия.

Групповая учебная деятельность способствует формированию у школьников позитивного отношения к учебе, развивает умение приспособиться к условиям работы в группе и обеспечивает высокую общую активность ученического коллектива.

По моему мнению, групповая работа дает возможность всем ученикам активно работать на уроке, применять на практике умение активного слушания, способствует выработке общего мнения при менее напряженной ситуации, чем работа в большом коллективе. Непринужденная атмосфера в малой группе способствует развитию у застенчивых учеников навыков межличностного общения. К тому же технологии кооперативного обучения формируют у учащихся умение избегать конфликтных ситуаций при решении спорных вопросов. И, действительно, работа в малых группах способствует приобретению навыков общения и сотрудничества.

Особенность работы в ролевой группе по методике КАРТ (автор С.И.Гин) заключается в том, что дети работают абсолютно самостоятельно, даже задания для работы на уроке они готовят сами, в некоторых случаях с помощью родителей. Также работа по данной методике является активной формой дифференцированного  обучения посредством использования учебных ролей при групповой форме организации образовательного процесса по учебным предметам «Математика» и «Русский язык».

Итак, группа – четверо учащихся с высоким уровнем учебной мотивации

(из целевой группы или учащихся с высоким уровнем учебных достижений), которые поочередно на уроке закрепления материала выполняют одну из ролей:

  • Репетитор – «отвечает» за задание, связанное с повторением темы, изученной по программе;
  • Тренер – «отвечает» за задание, связанное с выполнением задания повышенного (олимпиадного) уровня;
  • Аниматор – «отвечает» за задание игровой или занимательной направленности;
  • Координатор – «отвечает» за организацию работы в группе на уроке, за выполнение плана урока, подготовленного учителем.

В течение 2 недель велась подготовка к проведению урока по данной методике: на стимулирующих занятиях я работала только с учащимися данной группы (я выделила не четыре, а шесть учащихся, на случай «замены», болезни и т.д.), объясняла ход каждого этапа урока, необходимые действия, описывала роли.

До встречи с учащимися было необходимо:

  • составить сводную таблицу;
  • составить таблицу тем для повторения;
  • распечатать сводные таблицы и критерии оценки на каждого ученика;
  • подготовить тетради для работы в группе (в клетку и линейку на каждого учащегося).

Во время организационной встречи с участниками групп (четверками):

  • объяснение новой формы работы;
  • подробный анализ каждой роли, требования к заданиям;
  • ознакомление с критериями оценки групповой работы.

Вот так выглядит таблица для повторения:

Темы по русскому языку

(ученик 1)

(ученик 2)

(ученик 3)

(ученик 4)

Падеж имени существительного (повторение)

Координатор

Аниматор

Три склонения имен существительных

Координатор

Аниматор

Род и число имен прилагательных

Координатор

Аниматор

Грамматический разбор личных местоимений

Аниматор

Координатор


Темы по математике

(ученик 1)

(ученик 2)

(ученик 3)

(ученик 4)

Письменное умножение многозначных чисел

Координатор

Аниматор

Координатор

Аниматор

Площадь квадрата

Координатор

Аниматор

Задачи на движение

Аниматор

Координатор

Обязательно нужно сказать детям, что они будут меняться ролями.

После знакомим учащихся с критериями, по которым будет оцениваться их работа учащимися и учителем в дальнейшем:

Репетитор

1 балл – задание не меньше 5 минут и не больше 7 минут.

1 балл – задание полностью соответствует теме повторения.

1 балл – задание интересное.

1 балл – организовал проверку, исправил ошибки.

1 балл – доброжелательное отношение при проведении задания.

Тренер

1 балл – задание не меньше 5 минут и не больше 7 минут.

1 балл – задание новое, интересное.

1 балл – задание посильное, не слишком сложное и не слишком простое.

1 балл – смог объяснить ход решения.

1 балл – доброжелательное отношение при проведении задания.

Аниматор

1 балл – задание не меньше 5 минут и не больше 7 минут.

1 балл – задание новое, интересное.

1 балл – задание посильное, не слишком сложное и не слишком простое.

1 балл – смог объяснить ход решения.

1 балл – доброжелательное отношение при проведении задания.

Координатор:

1 балл – уложились во время урока (допускается сдвиг на 1 минуту до или после).

1 балл – четкие переходы от этапа к этапу (сам сообщает, без вопросов, чья очередь, что будут делать дальше и др.).

1 балл – четкая работа по теме урока, обращение в случае затруднений к учителю.

1 балл – доброжелательное отношение к другим участникам группы.

1 балл – умение принимать решение в спорных ситуациях при выставлении отметок.

Пример оценочного листа:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

РЕПЕТИТОР


06.10

20.10

10.11

17.12

Егор

Виктория

Алиса

Полина

Критерий  1

+

+

+

-

Критерий  2

+

+

+

+

Критерий  3

+

-

+

+

Критерий  4

+

+

+

+

Критерий  5

-

+

+

-

Всего

4+5=9

4+5=9

5+5=10

3+4=7

Строчка «всего» (итоговая отметка за урок) складывается из двух составляющих: результат оценивания отдельно группой и отдельно учителем по аналогичным критериям.

Разработка плана урока для групповой работы выглядит примерно так:

Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2 и 3-го склонений (учебник М.Б. Антиповой, А.В. Верниковской, Е.С. Грабчиковой, с.63-65).

  1. Репетитор (задание на повторение).

а) свое задание (с проверкой):

Запишите  слова в три столбика в соответствии со склонением.

Книжка, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свиристель, восход, дядя, сияние.

От   данных  имен существительных образуйте  слова третьего склонения.

Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.

б) оценивание работы репетитора.

  1. Координатор (работа по учебнику).

Упр.105 (записать, раскрывая скобки, определить склонение и падеж имен существительных, выделить окончания).

Записать слово «памятник», подчеркнуть орфограмму, определить склонение, составить два словосочетания с данным словом в различных падежах, указать падеж, выделить окончание.

Упр.107 (списать, изменяя имена существительные, указать их падеж, устно составить предложение с выделенным словосочетанием).

  1. Выполнение физкультминутки (учащиеся сами решают, когда им выполнять физкультминутку, для этого они самостоятельно могут выйти из класса, чтобы не отвлекать остальных учащихся, которые работают под руководством учителя).
  2. Тренер (олимпиадное задание).

а) Определите род следующих слов: врач, край, ракета, джунгли, космонавт, солнце, Черных, тропики, плакса, звено, староста, каникулы, эхо, инженер, время, умница, поколение, звезда, тень, такси, Тбилиси, река, шимпанзе, город, стиляга, кофе, сочи, пенсне, Альпы, какао, Карпаты, пень.

Выпишите в следующем порядке: 1) существительные мужского рода, которые могут обозначать мужчин и женщин; 2) существительные общего рода; 3) существительные «никакого рода»; 4) существительные мужского рода; 5) существительные женского рода; 6) существительные среднего рода.

б) Оценивание работы тренера.

  1. Аниматор (занимательное задание)

а) Подберите  к выделенным словам антонимы.

В конце лета, живём в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

б) Оценивание работы аниматора.

  1. Оценивание работы координатора.
  2. Подведение итогов работы группы, обмен впечатлениями.

Работа в группе – это совместная деятельность для достижения общих целей. При такой деятельности учащиеся стремятся получить результат, что будет наилучшим для каждого и для всех членов группы.


ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ


Маличенко Мария Васильевна,

       учитель начальных классов высшей квалификационной категории

                                      ГУО «Детский сад-начальная школа №63 г.Гомеля»

                                              

Основным назначением дифференцированного обучения является обеспечение для каждого ученика оптимального характера познавательной деятельности в процессе учебной работы и этим самым создание благоприятных условий для развития и обучения.

Каждый учитель знает, что ученикам на уроке становится неинтересно, если они постоянно выполняют задания не своего уровня сложности. У учащихся с высоким уровнем учебных достижений темп выполнения заданий быстрее, потому что они меньше времени тратят на обдумывание задания, понимают способ его выполнения, осознают результат. Такие ученики почти не нуждаются в дополнительных объяснениях учителя.

Опираясь на это, начиная с 1-го класса, выделяю группу, учащиеся которой хорошо подготовлены к школе,  прежде всего, владеют способом чтения. Их чтение осознанно и выразительно. Они легко и быстро адаптируются к школе, не боятся работать самостоятельно, уверены в себе. Этих учеников условно объединяю в группу А.  Другие дети в основном работают с учителем – это группа Б.

Ученикам группы А предлагаю задания:

  • или подобные общим, но для самостоятельной работы (дифференциация по уровню самостоятельности);
    • или усложненные (дифференциация по уровню сложности).

Дифференцированные задания использую на разных этапах урока (актуализации опорных знаний, обобщения и систематизации знаний). Применение различных способов дифференциации позволяет точнее определить учебную нагрузку для каждого ученика по объему и сложности.

В методике дифференцированной работы над заданиями встречается и другой опыт работы. Рассмотрим его подробнее.

В его основе лежит идея о том, что каждый ученик способен найти самостоятельный путь решения на разном этапе работы над заданием.

Будем называть задачу из учебника математики, которую надо решить на уроке, основной задачей, а превращение этой задачи – задачами дополнительными. Дополнительные задания соответствуют теме и цели урока, так как представляют собой творческую переработку задачи из учебника. Это могут быть обратные задачи, задачи на установление новых связей между величинами.

Дополнительные задания должны быть точно сформированы и для детей с группы А для самостоятельного решения. Их надо предварительно записать на доске, таблице или на экране.

Дополнительные задания одновременно предлагаются всем ученикам класса. Но к ним каждый приступает только тогда, когда выполнит основную задачу. Как правило, их успевают выполнить дети с высокой учебной мотивацией. Дополнительных заданий к задаче можно предложить одно, два или три в зависимости от цели урока, трудности задач, наличия времени на уроке для выполнения самостоятельной работы.

Рассмотрим пример дополнительных заданий к задаче для учащихся 4 класса.

Основная задача:

«Степа вышел из школы и пошел домой со скоростью 90 м/мин. Через 5 мин из школы вышел Витя и пошел в противоположном направлении со скоростью 100 м/мин. Какое расстояние будет между мальчиками через 5 мин после выхода Вити?»

Дополнительное задание:

1) Используя результаты решения задачи, составь обратные задачи.

2) Используя результаты решения основной задачи, составь задачу на разностное сравнение.

3) Используя условие задачи, составь задачу о других движущихся предметах, с новыми исходными данными.

Важно, чтобы основную задачу решали все ученики класса.

После чтения основного задания в классе найдутся ученики, которые знают, как его выполнить. С разрешения учителя эти дети начинают работу самостоятельно. С другими детьми учитель продолжает работу над поиском решения задачи. Очевидно, после повторения задачи по вопросам учителя снова найдутся дети, которые способны выполнить его. Учитель дает им такую возможность.

Аналогично учитель подводит к самостоятельной работе группу детей после составления короткой записи (таблицы). Остается часть учеников, которые не могут приступить к решению задачи. Поэтому учитель снова ведет разбор и составляет план решения задачи, оказывает им помощь. Затем дает время для самостоятельной работы и этой части детей.

Таким образом, все дети работают над основной задачей, а те, кто его выполнил, сразу приступают к выполнению дополнительных заданий.  В это время учитель имеет возможность проследить за ходом самостоятельной работы, оказать помощь отдельным ученикам.

Когда все дети справятся с основной задачей, работа прерывается и начинается ее проверка. Выполнение основной задачи, как правило, объясняют дети, имеющие пробелы в знаниях. Объяснение связи дополнительных заданий, если позволит время урока, следует поручить тем ученикам, которые выполнили их правильно, рационально. Их объяснения необходимы тем ученикам, которые с этими задачами справиться не успели или не смогли.

При работе над задачей описанным методом каждый ученик работает самостоятельно в меру своих возможностей.

Почти в каждом классе есть дети с недостаточным уровнем познавательной деятельности. Они не всегда могут справиться с основной задачей даже после дополнительного анализа. Постоянно уделять внимание только этим детям на уроке учитель не может. В этом случае полезно использовать карточки индивидуальной помощи.

Рассмотрим два варианта карточки индивидуальной помощи двум ученикам к основному заданию.

Карточка 1:

1. Прочитай еще раз внимательно задачу.

2.  Заполни таблицу.

3. Прочитай вопрос задачи. Подумай, можно ли на него ответить сразу?

4.  Что нужно знать, чтобы найти расстояние между двумя мальчиками?

5.  Знаем ли мы время, за которое Степа преодолел путь домой? Подумай, как найти его?

6. Найди расстояние, которое прошел каждый.

7.Найди расстояние между мальчиками.

7. Запиши решение задачи по действиям.

Карта 2:

1. Чтобы решить задачу, прочитай правило вычисления расстояния между движущимися в противоположных направлениях предметами.

2. Реши задачу по действиям, пользуясь планом.

а) чему равно время движения Степы?

б) чему равно расстояние, которое преодолел Степа?

в) чему равно расстояние, которое прошел Витя?

г) какое расстояние будет между мальчиками через 5 минут.

3. Проверь задачу. Из общего расстояния вычти путь, который прошел Степа, найди скорость движения Вити, если он шел 5 мин.

Практика показывает, что слабоуспевающие дети, используя подобные карточки, решают задачи и могут самостоятельно объяснить ход решения и обосновать выполнение действий.

Для формирования вычислительных навыков использую следующие задания. Пример задания с повышением уровня сложности по теме «Закрепление таблицы умножения и деление на 5» (3 класс):

1-й этап

5*7      5*4

5*3      5*5

25:5    40:8    8*5

30:6    8*5     6*5

2-й этап

35:5              30:6          8*5         8*5-18         9*5+26

40:5              40:8          9*5         8*5-18         9*5+26

8*5-18          9*5+26

35:7*9          4*4:8

3-й этап

5*6-2              30:5*3   составь примеры по схеме.

Эпизодическое применение дифференцированных заданий только на уроках не дает желаемого результата. Часть учеников, особенно с низким уровнем развития, будет   отставать, не достигнув основной цели – усвоения, хотя бы минимума знаний, а сильные - не будут иметь возможности постоянно развивать свои способности. Поэтому, при подготовке домашних заданий предоставляю детям возможность выбора соответствующих упражнений, четко определяя конечную цель их выполнения, предвидя трудности, с которыми могут столкнуться школьники с различными познавательными возможностями. Подбираю такие задания, чтобы одним сократить путь к искомому результату, другим - заинтересовать работой, еще другим - помочь убедиться в знании материала.

Для этого детей класса делю на группы. При этом необходимо, чтобы дети осознали: при групповой форме выполнения домашних заданий ответственность за результаты работы несут все члены микроколлектива, следует согласовывать действия друг с другом, выполнять не только свою часть задачи, но и при необходимости помогать товарищу, контролировать его.

Например, одной группе из учащихся (с более высоким уровнем познавательных интересов) предлагаю:

  • подготовить математический диктант по определенной теме для всего класса;
  • составить несколько простых задач различного вида для устного счета на следующем уроке;
  • составить различные задачи по представленным выражениям.

Второй группе, придумать и решить задания, аналогичные данным в учебнике.

Третьей группе решить задания, предложенные в пособии.

Несомненно, одно: интерес к такой деятельности не проходит, она приносит детям большое удовольствие. Общение в ходе работы формирует у них умение обсуждать и обосновывать ответ, внимательно относиться к товарищу, прислушиваться к его мнению.

Как солнце и воздух всему живому, ребенку для развития, прежде всего, необходима уверенность, которая учит добру, справедливый человек, который понимает все трудности, терпеливо относится к незнанию, озорства, проявляет к себе интерес, как к личности.

В использовании дифференцированного подхода к обучению большую роль играет поощрение, как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Положительные эмоции способствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Это побуждает его к дальнейшей работе, развивает внимание, память, мышление.

В классе создается обстановка не только хороших личных взаимоотношений, но и деловых, в которых проявляются и формируются важнейшие качества человека.

Главными  условиями дифференцированного подхода к обучению учащихся начальных классов являются:

  • знание индивидуальных особенностей учащихся;
  • умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
  • составление развернутого плана урока, учитывая индивидуальные особенности учащихся;
  • осуществление оперативной обратной связи;
  • соблюдение педагогического такта.