Всемирный день информирования об аутизме установлен Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 2007 года (резолюция № A/RES/62/139). Отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Этот Всемирный день учреждён по инициативе Государства Катар.
Аутизм – психическое расстройство из группы общих расстройств развития с характерными качественными аномалиями в социальном общении и взаимодействии; ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это модель искаженного психического развития. В силу клинического разнообразия проявлений данного заболевания возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС).
На сегодняшний день аутизм смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка.
Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе.
Основные особенности аутизма:
1. Нарушения коммуникации резко затрудняют (в тяжелых случаях совсем исключают) возможность обучения, и преодоление (или хотя бы смягчение) коммуникативных проблем является первостепенной задачей как по значению, так и по очередности решения. Следует помнить, что речь идет о нарушениях не средств и форм коммуникации (сенсорные функции, речь) и не об обеднении утаиваемого потока информации (интеллектуальная недостаточность), но о нарушениях общения как такового, нарушениях, не зависящих от желания или нежелания (капризности, невоспитанности и т.д.) аутичного ребенка. Именно нарушения коммуникации, их выраженность делают коррекционную работу с аутичными детьми специфической, и без установления взаимодействия и (или) эмоционального контакта обучение и воспитание становятся практически невозможными.
2. Нарушения речевого развития при детском аутизме многообразны и являются одним из наиболее частых непосредственных поводов обращения родителей к специалисту. Среди наиболее частых симптомов следует отметить мутизм (отсутствие речи), эхолалии (повторение сказанного другим человеком), большое количество слов-штампов и фраз-штампов, "фонографическую" речь, неспособность к диалогу, неологизмы, позднее появление в речи и неправильное употребление личных местоимений (особенно "Я"), нарушения звукопроизношения и грамматического строя речи и др.
3. При организации воспитания и обучения детей с аутизмом необходимо учитывать их особенности восприятия. К таким особенностям относят гиперсензитивность, фрагментарность, гиперселективность, симультанность и трудности восприятия сукцессивно организованных (то есть разворачивающихся во времени) явлений.
Сенсорная гиперсензитивность проявляется чаще всего в сниженном пороге дискомфорта, непереносимости раздражителей, интенсивность которых вполне приемлема для ребенка с нормальным развитием. В других случаях, словно в запредельном торможении, ребенок реагирует на сенсорные раздражители крайне слабо, парадоксально (слабый раздражитель вызывает значительный ответ, сильный раздражитель - слабый ответ) или даже не реагирует вообще. Гиперсензитивность лежит в основе некоторых страхов, наблюдаемых при аутизме.
Фрагментарность подразумевает неравномерность реакции на качественные характеристики сенсорных сигналов: например, повышенное внимание к цвету при относительном безразличии к форме и размеру в зрительном восприятии, высокая чувствительность к тембральным характеристикам звука в ущерб частототональным и динамическим в слуховом восприятии и т.п. На более высоком уровне это проявляется в повышенном внимании к деталям объекта, тогда как объект как целое не воспринимается и по прямому назначению в игре не используется: ребенок часами крутит колесико машины, но ни кубики, ни песок в ней не возит и кукол в ней не катает...
Фрагментарность восприятия затрудняет и замедляет создание целостного образа предмета, становится существенным препятствием в формировании целенаправленной деятельности, становится одной из причин отставленных реакций, затрудняет процесс переработки сенсорной информации.
Если окружающее воспринимается как единое целое, и отдельные элементы нельзя выделить из фона и воспринимать изолированно от других, то говорят о симулътанности восприятия. Например, ребенка учат буквам и предъявляют логопедические карточки: на одной буква «Б» рядом с изображением барабана, на другой - тоже «Б», но рядом не нарисован банан. В большинстве случаев эти буквы воспринимаются как разные, понятия буквы «Б» не формируется.
Будучи чутким к деталям окружающего пространства и их изменениям (одна из причин феномена тождества), ребенок с аутизмом плохо усваивает сукцессивно организованные, то есть развивающиеся во времени процессы. Именно поэтому при детском аутизме значительно труднее, чем при нормальном психическом развитии, усваиваются временные понятия (вчера - сегодня - завтра, сначала - сейчас - потом; формальное знание календаря не гарантирует, что ребёнок правильно ориентируется во времени; при ясном понимании различий между носками и колготками возникают постоянные сомнения, что надевать раньше и т.п.). Сукцессивно организована наша речь: мы произносим и воспринимаем одни за другими фонемы в слове, слова в предложении, предложения в сложном высказывании, и это одна из существенных трудностей, препятствующих овладению речью.
4. Неравномерность развития психических функций является одной из наиболее характерных особенностей аутизма, что отражает ведущее место асинхронии среди механизмов развития аутистического дизонтогенеза. При детском аутизме неравномерность развития проявляется также в том, что отмечаются разнообразные по степени и спектру нарушения различных высших психических функций (память, внимание, целенаправленность и др.), нарушения силы, подвижности, устойчивости, темпа нейродинамики и др.
ПАМЯТКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Если вы видите сильную истерику у чужого ребёнка, не спешите с выводами о плохом воспитании, она может быть следствием специфических трудностей при аутизме Что важно делать: - демонстрировать спокойное поведение; - дать понять родителям, что вы всё понимаете; - предложить помощь; - убрать хрупкие и опасные предметы поблизости; - по возможности успокоить других прохожих; - оградить ребёнка от излишнего внимания Чего не нужно делать: - критиковать родителей или ребёнка; - давать ребёнку сладости или игрушки; - говорить ребёнку, что заберёте его; - что-то говорить или оказывать внимание ребёнку, это не поможет, но может усилить сенсорную перегрузку и истерику; - громко возмущаться ситуацией, привлекая внимание других; - вызывать скорую, милицию и прочие службы; - давать советы и задавать лишние вопросы родителям |
Рекомендуемые киноленты: Фильм «Человек дождя» (1988) Фильм «ТэмплГрандин» (2010) Фильм «Кто последний?» (Минск 2018) Фильм «Чудо» (2017) Фильм «Временные трудности» (2017) Фильм «ФоррестГамп» (1994) Фильм «Я Сэм»(2001) Фильм «Звездочки на земле» Мульфильм «Аутизм может делать удивительные вещи» Мультфильм «Маленькая кастрюлька Анатоля» Мультфильм «Вне» Мультфильм «Мой братик с Луны» Мультфильм «Синдром Аспергера» Мультфильм «Что такое с Ником?» Мультфильм «Удивительный Макс» Мультфильм «Что такое аутизм?» Мультфильм «Удивительные вещи случаются» Многосерийный фильм «Хороший доктор» Многосерийный фильм «Нетипичный» и другие….. |
ЧТОВЫЗНАЕТЕОБАУТИЗМЕ? Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. |