Телефоны для связи:
(232) 55-13-48
(232) 55-12-89
начальная школа № 63 г. Гомеля » Инновационная деятельность

Инновационная деятельность

Инновационный проект 2021-2024  «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

Научные консультанты проекта:

Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент

Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент

Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»

Участники инновационного проекта:

Полянская Светлана Михайловна, учитель начальных классов высшей категории

Дудаль Марина Викторовна, учитель начальных классов высшей категории

 


Мар Анастасия Сергеевна, заместитель директора по учебной работе


 

Результаты инновационной деятельности  

БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЛОВА: ПОЧЕМУ НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ СТАНОВЯТСЯ КЛЮЧЕВЫМИ В ОБУЧЕНИИ

 

Дудаль Марина Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ГУО «Начальная школа № 63 г. Гомеля»

 

Хотите повысить уровень читательской грамотности своих учеников? Хотите научить их работать с различными источниками информации, анализировать и интерпретировать данные, представленные в разных формах? Тогда вам нужно включить в свои уроки работу с несплошными текстами!

В современном мире мы постоянно сталкиваемся с различными видами текстов, которые несут в себе полезную и нужную информацию. Но не все тексты одинаковы по своей структуре и способу передачи информации. Существуют тексты сплошные и несплошные. Сплошные тексты – это тексты, в которых информация передается только словесным способом, без использования других графических средств. Несплошные тексты – это тексты, в которых информация представлена невербальным или не только вербальным способом. Это могут быть таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, опорные конспекты. Такие тексты часто встречаются в учебных и научных материалах, в средствах массовой информации, в рекламе, в бытовой сфере. Что же означает для нас умение работать с несплошными текстами и как оно помогает нам подготовиться к настоящей жизни?

Работая с несплошными текстами, вы и ваши ученики сможете:

  • Развивать функциональную грамотность. Умение читать и составлять несплошные тексты является важной составляющей функциональной грамотности, которая подразумевает способность понимать, использовать и оценивать информацию в разных контекстах и целях. Функциональная грамотность необходима для успешной адаптации к быстро меняющемуся миру, в котором информация становится основным ресурсом и ценностью.
  • Умение читать и составлять несплошные тексты способствует развитию критического мышления, которое определяется как способность анализировать, синтезировать, оценивать и применять информацию, а также решать проблемы и принимать решения на основе логики, доказательств и аргументов. Критическое мышление необходимо для формирования гражданской позиции, защиты своих прав и интересов, участия в социальном диалоге.
  • Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь и творчество. Ученики учатся находить связи между словами и изображениями, между разными частями текста, между текстом и реальностью. Они развивают свои навыки устной и письменной речи, используя разные способы передачи информации. Ребята проявляют свои творческие способности, создавая свои собственные несплошные тексты по разным темам и целям. Например, на уроке литературы ученики могут составить и оформить несплошной текст о своем любимом герое, включая его портрет, характеристику, цитаты, события из его жизни и т.д.
  • Расширять словарный запас и знания о мире. Несплошные тексты содержат много новых и интересных слов, терминов, понятий, фактов и явлений, которые ученики могут узнать и запомнить. Несплошные тексты помогают ученикам лучше понимать разные понятия, так как они наглядно иллюстрируют и объясняют сложные и абстрактные идеи. Несплошные тексты стимулируют учеников к самостоятельному поиску и изучению дополнительной информации по интересующим их темам. Например, на уроке курса «Человек и мир» ученики могут рассматривать и описывать несплошной текст о Беларуси, включающий изображение флага, герба, карты, информацию о столице, населении, климате, растительности, животном мире, достопримечательностях.
  • Формировать умение работать с разными источниками информации. Несплошные тексты учат учеников оценивать и выбирать информацию, сравнивать и проверять ее достоверность и актуальность, выделять главное и второстепенное, делать выводы и обобщения. Ученики учатся пользоваться разными источниками информации, такими как книги, журналы, газеты, интернет, энциклопедии, словари, атласы, справочники и т.д. Понимают как правильно цитировать и ссылаться на использованные источники.
  • Подготавливать к обучению чтению и письму. Несплошные тексты способствуют развитию навыков чтения и письма у младших школьников. Учащимся становится легче распознавать и понимать разные знаки, символы, буквы, слова, предложения, абзацы и тексты. Учатся соблюдать правила орфографии, пунктуации, грамматики и стиля. Например, на уроке русского языка ученики могут писать объявление, рекламный слоган.
  • Решать задачи легко и весело. Несплошные тексты помогают ученикам понимать условия и решения задач, так как они наглядно показывают данные, зависимости, отношения, правила и формулы. Ученики овладевают разными способами решения задач, используя и арифметические действия, и логическое мышление, и алгоритмы, и моделирование. Например, на уроке математики ученики могут решать задачи, используя несплошные тексты в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм и т.д., и сравнивать свои результаты с другими учениками.
  • Развивать математическую грамотность и культуру. Несплошные тексты способствуют развитию математических знаний, умений и навыков у учеников. Ученики учатся распознавать и понимать разные математические символы, термины, понятия, факты и явления.
  • Познавать мир через математику и другие точные науки. Несплошные тексты помогают ученикам увидеть связь между математикой и другими предметами и областями знания, такими как физика, химия, биология, география, история, искусство и т.д. Например, на уроке математики ученики могут рассматривать и описывать несплошные тексты о геометрических фигурах, числах, мерах, графах и т.д., связанных с разными предметами и областями знания.
  • Овладеть универсальными учебными действиями. Систематическая работа с несплошными текстами способствует развитию учебных действий на уровне метапредметности. Это помогает ученикам успешно усваивать предметные знания и готовиться к будущему.
  • Делать обучение интересным и увлекательным. Несплошные тексты придают урокам живость, динамичность и разнообразие. Ученики получают удовольствие от работы с несплошными текстами, так как они привлекают их внимание, удивляют их, вызывают их любопытство и воображение. Ученики могут выбирать несплошные тексты по своим интересам, предпочтениям и уровню подготовки. Ученики могут сотрудничать и соревноваться с другими учениками, работая с несплошными текстами в парах, группах или индивидуально.
  • Показать практическое применение. Умение работать с информацией из текстов — это навык, который пригодится каждому человеку в жизни. Ребята смогут в будущем легко находить нужную информацию, анализировать ее и применять в разных жизненных ситуациях.

Несплошные тексты можно использовать на любом уроке и по любой теме. Вы можете рассматривать и описывать несплошные тексты, составлять и оформлять их, переводить их в сплошные и наоборот, сравнивать, анализировать и обобщать информацию из них. Вы можете выбирать несплошные тексты, связанные с учебной программой, с жизненным опытом и интересами учеников, с актуальными событиями и явлениями. Вы можете использовать несплошные тексты, созданные специально для образовательных целей, или находить их в окружающем нас мире: в книгах, журналах, газетах, интернете, на упаковках продуктов, в инструкциях, на рекламных щитах и т.д.

Работа с несплошными текстами в начальной школе – это не сложно и не затратно. Вы можете использовать различные источники информации, например:

– кассовые чеки, проездные билеты, бланки организаций – это несплошные тексты, которые помогают учиться работать с документами, узнавать их особенности, заполнять их правильно;

– географические карты, планы помещений, местности, сооружений – это несплошные тексты, которые помогают учиться ориентироваться в пространстве, изучать географию, историю, культуру разных стран и народов;

– расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления – это несплошные тексты, которые помогают учиться планировать свое время, выбирать нужную информацию, анализировать и оценивать разные предложения и рекламу;

– таблицы, графики, диаграммы, схемы – это несплошные тексты, которые помогают учиться работать с числами, данными, фактами, выявлять закономерности, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Вы также можете создавать свои собственные тексты по интересующим вас темам или по сплошным текстам, которые уже используете в работе. Главное быть творческим и экспериментировать.

Систематическая работа с несплошными текстами приводит к осознанному пониманию учащимися полезности такой работы в будущем. На вопрос «Как могут пригодиться упражнения с несплошными текстами в вашей будущей профессии?» ребята привели свои аргументы. Пришли к выводу, что упражнения с несплошными текстами могут помочь в будущем в разных профессиях, так как они развивают умения анализировать, сопоставлять, обобщать и оценивать информацию, представленную в разных формах. Вот некоторые примеры:

– Врачу необходимо уметь читать и составлять медицинские документы, такие как истории болезни, рецепты, анализы, справки. Врач должен уметь быстро видеть нужную информацию, а также заполнять документы, соблюдая правила и стандарты. Также врачу полезно уметь составлять несплошные тексты для наглядного представления диагноза и рекомендаций пациентам и коллегам.

– Учителю необходимо уметь читать и составлять учебные материалы, такие как учебники, конспекты, презентации, тесты.  Учитель должен уметь использовать эти тексты для передачи и проверки знаний.

– Продавцу необходимо уметь читать и составлять рекламные и информационные статьи, буклеты, плакаты, визитки, ценники. Продавец должен уметь привлекать и удерживать внимание покупателей, создавать положительный имидж, убеждать покупателя в преимуществах товара и стимулировать к покупке.

– Водителю необходимо уметь читать и понимать дорожные знаки, сигналы, правила и инструкции, которые часто содержат несплошные тексты, такие как символы, цифры, цвета, формы. Водитель должен уметь быстро и правильно реагировать на эти тексты, а также соблюдать их требования. Также водителю полезно уметь пользоваться несплошными текстами для навигации, контроля и обслуживания своего транспортного средства, а также для общения с другими участниками дорожного движения.

Учащимся было предложено самим дать определение несплошным текстам, подложив фразу «Несплошной текст — это …».

  • Несплошной текст — это текст, который не скучен!
  • Несплошной текст — это текст, который не забудешь!
  • Несплошной текст — это текст, который не оставит равнодушным!
  • Несплошной текст — это текст, который не однообразен!
  • Несплошной текст — это текст, который не ограничен!
  • Несплошной текст — это текст, который не затеряется!
  • Несплошной текст — это текст, который не только читаешь!
  • Несплошной текст — это текст, который не только пишешь, но и рисуешь!
  • Несплошной текст — это БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЛОВА.

Включайте в урок несплошные тексты и вы увидите, как повысится мотивация, активность и успеваемость ваших учеников, как они будут лучше понимать и запоминать информацию, как они будут проявлять свои таланты и творческие способности. Несплошной текст — это не только источник знаний, но и источник вдохновения!

 

МНОГОМЕРНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Полянская Светлана Михайловна

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

ГУО «Начальная школа № 63 г. Гомеля»

 

                                              «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

                                                                         Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци

Светлана Ивановна Гин была абсолютно права, когда говорила, что термин «функциональная грамотность» учителям начальных классов был знаком только понаслышке, а технология многомерного чтения у большинства вызывала легкое недоумение. А ведь на сегодняшний день формирование функциональной грамотности учащихся является как никогда актуальным. Сотрудничество со Светланой Ивановной Гин послужило отправной точкой для осуществления данного педагогического опыта.

Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания ребенка, сколько умение их применять: находить новые сведения, проверять их достоверность, изучить новые виды деятельности, то есть, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

Одним из эффективных средств формирования функциональной грамотности является технология многомерного чтения.  Работа по выше указанному направлению осуществляется в рамках инновационного проекта, реализация которого началась со второго года обучения по учебникам – тетрадям, составленным под руководством С. И. Гин. Многомерное чтение дает полноценную возможность юному читателю организовать аналитико-синтетическую деятельность при обработке материала учебника-тетради. Само собой разумеется, что данный процесс проходит под ненавязчивым руководством специально подготовленного педагога.

 На протяжении учебного года детский коллектив работал в рамках одной книжной главы: «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского во втором классе, «Тайна третьей планеты» К. Булычёва в третьем классе и повесть «Новосёлы» П. Мисько в четвертом классе.

 Структура учебника-тетради для каждого класса приблизительно одинакова:

  1. Общая информация об учебном пособии и порядок работы с ним.
  2. Фрагмент авторского произведения.
  3. Практико-ориентированные задания разных типов и направленности.
  4. Обобщающие задания.

        Дополнительно к учебнику-тетради каждому ребенку выдается блокнот МИКС, в который включены QR-коды с различными заданиями. Благодаря этому ребенок наталкивается на мысль о том, что телефон –это не только игры, но и средства для получения необходимой информации.

          Особое внимание хотелось бы уделить тому факту, что работа с многомерным чтением способствует не только развитию интеллектуальных способностей ребят, но и благоприятно сказывается на формировании их эмоционального интеллекта. Что крайне немаловажно в условиях всё нарастающих темпов развития современных технологий и роботизации.

          На своих уроках технологию многомерного чтения я использую следующим образом.

Регулярно применяются задания, составленные на основе несплошных текстов, взятых из повседневной жизни. «Ничего не существует вне текста. Весь мир - текст», - сказал французский философ Жак Деррида.

Предлагаю рассмотреть некоторые варианты заданий, которые можно включать в абсолютно любую урочную деятельность.

  1. «Афиша».

          Анализ содержания практически любого общественного объявления может проводиться по следующему алгоритму: детям предлагается внимательно рассмотреть плакат и ответить на вопросы.

 Рассмотри рекламный плакат и ответь на вопросы.    

1) Куда приглашает рекламный плакат?

2) Как называется концерт?

3) Какие осенние месяцы ты знаешь?

4) Зимой или осенью будет проходить концерт?

5) В какой день недели пройдет концерт?

6) По какому адресу пройдет концерт?

7) Во сколько начинается концерт?

8) Кто  может  пройти  на  представление бесплатно?

9) По  какому  телефону  можно  получить справку?

10) Сколько  артистов  принимает  участие  в концерте?

  1. «Проездной документ».

 

Учащиеся вместе с учителем решили поехать на отдых в санаторий «Белая Русь». Для этого им нужно купить билеты на поезд Гомель – Туапсе.

Запиши ответы на вопросы:

  • Время отправления поезда?__________
  • Время прибытия поезда? ____________
  • Сколько времени поезд будет в пути?____________
  • Какое время затратит поезд на это расстояние, если его средняя скорость 100 км /ч, и путь от Гомеля до Туапсе равен 2000км? ______________
  • Сколько времени остается поезду на остановки в дороге? _____________
  1. «Инструкция».

          Похожую работу можно провести с этикетками на продуктах, коробкой из-под лекарств и др.

  1. «Реставратор».

 

          Предлагается восстановить текст, опираясь на фотографию (скульптуры, рисунка и т д.), и соотнести ответы с подходящими вопросами.

-____________________________?

-Это тихоходка!

-____________________________?

-От одного до полутора миллиметра в длину.

-____________________________?

-«Водяной медведь».

-____________________________?

-Потому что передвигается приблизительно со V=3мм/мин.

-____________________________?

-В Беларуси большинство тихоходок населяют мхи и лишайники.

-____________________________?

- Тысячи особей в 1 г высушенного мха.

-__________________________?

- По мнению ученых, эти маленькие существа могут находиться в состоянии сна больше миллиона лет и при этом никак не изменяться!

-____________________________?

- Да!

  1. «Интеллект-карта».

  1. «Диаграмма».

Учитель на основе полученных данных составляет итоговую диаграмму.

 

А ребята чертят в тетради сводную таблицу и заносят в неё результаты диаграммы.

Кружки

4 «А» класс

мальчики

девочки

Спорт

 

 

Музыка

 

 

Танцы

 

 

Театр

 

 

Рисование

 

 

шахматы

 

 

Многомерное чтение

 

 

Математическая радуга

 

 

Логические задачи

 

 

1) Сколько   учащихся  занимается многомерным чтением? __

2) На   сколько   меньше учащихся  в  шахматном кружке, чем в спортивном?___

3) Какой кружок посещает больше всего учащихся?____

4) Во сколько раз меньше учащихся занимается музыкой, чем многомерным чтением?___

          Итак, Данная технология привлекательна новыми возможностями построения урока. Повышает качество образовательного процесса и доступность учебного материала.

          Я считаю, что, работая в рамках этого проекта качество знаний учащихся в моем классе стало намного выше. Но самым главным результатом является формирование привычки к самообразованию, умению ставить цели и стремиться к их достижению. А еще это готовность и умение превращать проблемы в задачи, и находить их оптимальные решения.

          Применяется в качестве обобщения работы с текстом. А также как рефлексивный этап (дети анализируют собственные чувства и эмоции от проведенной работы).



Итоги инновационного проекта 2018/2021